Региональный компонент
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной — красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые — и в великом целом своём — для всех одна.»
А.Твардовский
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному хутору и родной стране.
На воспитателей возложена великая миссия — воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины — с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием — Россия.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение традиций и обычаев казаков, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову.
Для реализации регионального компонента в ДОУ созданы достаточные условия, которые приводятся в соответствие с ФГОС, а именно разработаны:
На территории дошкольного учреждения расположен уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется цветник, за которым ухаживают воспитанники. В разновозрастной группе оформлен патриотический уголок, в котором находится иллюстративный материал, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, хутором, символикой, животными и растениями Ростовской области, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. Кроме того, в ДОУ оборудован мини-музей «Казачья горница», который оформлен в виде русской избы, где представлены предметыбыта казаков (прялка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, казачьи костюмы, глиняная посуда (горшки).Воспитатели используют экспонаты для проведения непосредственно образовательной деятельности и тематических мероприятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед.
Мини-музей — это результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей (законных представителей). Создание мини — музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края, культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада используют различные формы и методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии по территории хутора;
- наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
- беседы о родном хуторе;
- использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
- слушание песен о родном крае;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: «Покрова», «Рождественские колокола», «Масленица», «День птиц».
За короткий период реализации регионального компонента воспитателями проделана большая работа в накоплении и собирании материала по данной теме.
И как итог такой совместной, плодотворной работы в 2016 г. на основании приказа Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 30.05.2016 г. № 81 «О присвоении статуса „казачье“ образовательным учреждениям» Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению присвоен статус «казачье».